Анодирование алюминиевых профилей: дефекты 3.1-3.4

См. Классификация дефектов анодирования алюминия

Различные типы коррозии могут возникать на различных этапах производственного процесса: от способа и условий складирования профилей при их хранении перед анодированием до отгрузки готовой продукции. Дефекты анодирования, связанные  с коррозией, представлены в порядке уменьшения вероятности их возникновения.

Фреттинг-коррозия

3.1.0. Английский термин — Fretting corrosion (traffic marking).

3.1.1. Источник дефекта: Внутри- и междуцеховые перемещения – Хранение – Транспортировка.

3.1.2. Проявление дефекта: Внутри- и междуцеховые перемещения — Хранение — Транспортировка — Анодирование.

3.1.3. Описание.Небольшие, весьма плотные черные пятна, состоящие из групп очень коротких царапин, полос и углублений, видимых на прессованной поверхности. Эти мелкие дефекты  имеют ориентацию приблизительно под прямым углом к направлению прессования, а пятна часто выстраиваются в линии вдоль направления прессования, как это показано на рисунке 3.1. Коррозия трения вызывается в контакте трения между выступающими точками двух смежных профилей при относительном движении из относительно друг друга, обычно, когда при транспортировке возникает проскальзывание между профилями. Это приводит к образованию мелкой алюминиевой пыли, которая быстро окисляется в очень твердый оксид алюминия, который, в свою очередь, приводит к быстрому и направленному местному истиранию. Коррозия трения возникает при отсутствии надежного закрепления профилей в контейнерах и транспортных средствах. Небольшая коррозия трения может быть удалена шлифованием.

fretting-korroziyaРисунок 3.1

3.1.4. Предотвращение дефекта. Решением проблемы является предотвращение образования  контакта «металл-металл» при перемещениях, упаковке и транспортировке путем надежного закрепления, исключающего перемещение профилей.

Общая атмосферная коррозия

3.2.0. Английский термин — General atmospheric corrosion.
3.2.1. Источник дефекта: Внутри- и междуцеховые перемещения – Хранение – Транспортировка.
3.2.2. Проявление дефекта: Травление – Анодирование.
3.2.3. Описание дефекта. Случайным образом расположенные язвины, появляющиеся после травления и анодирования профилей из сплава 6063, как это показано на рисунке 3.2.

korroziya-obshchayaРисунок 3.2

Язвины имеют тенденцию находиться в основном вдоль следов матрицы и обычно только на поверхностях, открытых для  атмосферного воздействия. Они почти не видны до тех пор, пока материал не будет подвергнут травлению. Атмосферная коррозия возникает как растворение пленки MgO/Al2O3 на профилях из сплава 6063 под воздействием кислотных частиц пыли, оседающих на профили и приводящих к довольно быстрой коррозии в этих местах.
3.2.4. Предотвращение дефекта. Если дефект уже возник, то он может быть удален только шлифованием и повторной обработкой. Очень трудно избежать такого типа коррозии на изделиях из сплавов типа 6063, так как пленка оксида магния на прессованных профилях делает их очень чувствительными к коррозии даже при относительно хороших условиях хранения. Наиболее приемлемым решением является травить и анодировать профили как можно скорее после прессования.

Следы коррозии от прокладок

3.3.0. Английский термин — Spacer marking.
3.3.1. Источник дефекта: Хранение.
3.3.2. Проявление дефекта:  Анодирование.
3.3.3. Описание дефекта. Поперечные полосы в местах, соответствующих положениям прокладок (спейсеров), применяемых для разделения профилей партии после сатинирования, шлифовки и полирования (рисунок 3.3). Эти полосы могут быть светлее или темнее, чем смежные поверхности в зависимости от угла падения света. Эти полосы возникают в результате слабой коррозии, обычно начинающейся под воздействием воды или влаги от оставшейся на поверхности шлифовальной охлаждающей жидкости или от прокладок.

korroziya-prokladokРисунок 3.3.

Предотвращение дефекта. Необходимо применять покрытые бумагой прокладки из мягкого вспененного материала или резиновые прокладки с малым содержанием влаги и кислот (см. дефект 3.4 «Бумажная» коррозия). Профили должны анодироваться как можно скорее после шлифования и полирования.

«Бумажная» коррозия

3.4.0. Английский термин — Paper corrosion.
3.4.1. Источник дефекта: Хранение.
3.4.2. Проявление дефекта:  Хранение — Травление.
3.4.3. Описание дефекта. Открытые язвины с «фасками», образовавшимися после травления.  «Бумажную» коррозию можно видеть на отпрессованных профилях, как это видно на рисунке 3.4.1, но более четко – после анодирования (рисунок 3.4.2), когда на язвинах   возникают «фаски». Иногда эти язвины имеют случайное распределение, иногда – имеют упорядоченный вид, а иногда – сосредоточены вдоль одной грани профиля. Если язвины имеют регулярный вид, то это может быть результатом размещения профиля на гофрированной бумаге с контактом металла по гофру. Эти язвины могут быть удалены шлифованием, но это может быть дорого и не всегда эффектвно, так как часто ямки бывают весьма глубокими.

korroziya-bumazhnayaРисунок 3.4.1

korroziya-bumazhnaya-2Рисунок 3.4.2

«Бумажная» коррозия возникает в результате воздействия в присутствии влаги кислотных радикалов, таких как хлориды и сульфаты, которые присутствуют в упаковочной и гофрированной бумаге. Когда рН составляет менее 5, происходит межкристаллитная коррозия (см. также «кислотная коррозия»). Травление усугубляет язвины.
3.4. Предотвращение дефекта. «Бумажной» коррозии можно избежать путем хранения упаковочной бумаги как можно более сухой, при низкой влажности и кислотности, а также мер, направленных на удаление влаги из упаковочных мест.

Источник: Bаrry R. Ellard, Aluminum Extrusion Technology, 2000

См. Анодирование алюминиевых профилей: дефекты 1.1-1.3 
Анодирование алюминиевых профилей: дефекты 1.4-1.6 
Анодирование алюминиевых профилей: дефекты 3.5-3.7
Анодирование алюминиевых профилей: дефекты 3.8 и 3.9 

Запись опубликована в рубрике Дефекты анодирования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.