Алюминиевый лом: в быту, самолетах и автомобилях

Источники алюминиевого лома

Источниками сырья для промышленности по переработке алюминиевого лома – в разных странах по-разному – являются:

  • строительство;
  • электротехническая промышленность;
  • производство упаковочных материалов;
  • транспортное машиностроение;
  • товары для дома, спорта  и развлечений;
  • все остальные.

Алюминиевый лом в быту, медицине и спорте

Большое разнообразие литейных и деформируемых алюминиевых сплавов можно найти в простых товарах для дома, спорта и развлечений. Примеры таких алюминиевых сплавов и товаров включают следующие:

  • 3003 – кухонная утварь;
  • 3004 – настольные лампы;
  • 5005 – бытовые приборы;
  • 5052, 6463 – бытовые приборы;
  • 5056 – москитные сетки;
  • 5457, 5657 – окантовка бытовых приборов;
  • 6005 – телевизионные антенны;
  • 6061 – мебель, лодки;
  • 6063 – мебель;
  • 360.0 – кухонная утварь;
  • 380.0 – газонокосилки, зуболечебное оборудование;
  • В443.0 – электрические утюги;
  • 513.0 – декоративные предметы.

Самая большая часть алюминия расходуется на такие потребительские товары, как холодильники, морозильники, посудомоечные машины, стиральные машины и сушилки. Однако лом из этих товаров обычно идет с множеством примесей и загрязняющих веществ, в том числе, стальными и пластиковыми деталями. Поэтому этот тип алюминиевого лома требует тщательной подготовки и сортировки.

Алюминиевый лом на транспорте

Применение алюминия в транспортных средствах началось давно и оказывает значительное влияние на отрасль вторичного алюминия. Первый алюминий от самолетов поступил в переплав сразу после Первой мировой войны. В наше время транспорт является самым крупным потребителем алюминия, а значит и алюминиевого лома.

Алюминий продолжает быть основным материалом в самолетостроении, несмотря на прорыв композиционных материалов.

Сплавы серии 2ххх давно применяют в конструкциях самолетов, в частности, сплавы 2024, 2124, 2224 и 2324 – это все варианты знаменитого дюралюмина, сплава Д16 по ГОСТ 4784-97.

Некоторые сплавы серии 7ххх – 7055, 7075, 7150 – также находят применение в самолетостроении. В недавние годы в алюминиевом ломе появились литий-содержащие алюминиевые сплавы (2090, 2091, 8090).

Кроме того, алюминий широко применяется в пассажирских судах, особенно сплавы серий 5ххх и 6ххх, но в весьма ограниченных количествах.

Алюминиевый лом в автомобиле

Самая большая часть алюминия, который применяется в транспорте, приходится на автомобили, спортивные транспортные средства, легкие грузовики и мотоциклы.

Потребление алюминия транспортным машиностроением возрастает очень быстрыми темпами. Однако срок службы у этих товаров, значительно больше, чем, скажем, у пивной банки. Поэтому значительного прироста количества алюминиевого лома из транспорта можно ожидать только лет через тридцать.

Моторный алюминиевый лом

Раньше почти весь автомобильный алюминиевый лом был в виде литейных сплавов и до сих пор они составляют большинство. Этот лом часто называют моторным, так литейные сплавы серии 3хх.х широко применяют в силовых элементах, в частности, сплавы 319, 356, 380, 383 и 384.   Поэтому около 60 % всей литейной алюминиевой продукции приходится на автомобильные детали.

Лом деформируемых сплавов

В последние десятилетия все большее применение в автомобилестроении находят и деформируемые алюминиевые сплавы. Это:

  • бамперы – сплавы 6061, 7003, 7108;
  • рамы сидений – 6061, 6063;
  • крылья, капот, двери – сплавы 2022, 5182, 6016, 6111;
  • радиаторы и испарители – сплавы 1100, 3003, 4147;
  • несущие элементы рамы – сплавы 5754, 6016, 6061, 6082.

В настоящее время почти 20% прессованного и катаного алюминия в Европе применяется в транспортном машиностроении.

Примеси в автомобильном  ломе

Обычными загрязнителями транспортного алюминиевого лома являются:

  • железный лом, прикрепленный и отдельный;
  • магниевые и цинковые отливки в автомобильном ломе;
  • пластик и ткани в измельченном алюминиевом ломе.

Переработка автомобильного лома

Текущее преобладание в автомобильном ломе литейных сплавов делает их облегчает их переработку, так как литейные сплавы имеют более широкие допуски на примеси и поэтому могут поглотить самый разнообразный лом. Это особенно характерно для литейных алюминиевых сплавов 319.0 и 380.0. Такая их особенность делает их привлекательными для широкого применения. Однако расширение применения деформируемых алюминиевых сплавов может изменить эту картину, так они эти сплавы имеют значительно меньшее легирование и менее толерантны к содержанию примесей. В связи с этим возрастает роль технологий и оборудования по подготовке алюминиевого лома, в частности, его сортировке по сплавам.

Источник:  Mark E. Schlesinger, Aluminum Recycling, 2011