Алюминиевые колесные диски

Автомобильные колесные диски, которые, по сути, мало похожи на диски, но за которыми прочно закрепилось это название. В англоязычной технической литературе эти «диски» называют более релевантно — «wheels», то есть «колеса».

Конструкция колесных дисков

Тремя основными элементами колесного диска являются ступица, спицы и обод. Иногда все эти элементы входят в одну деталь, иногда — в две или три. Ступица является центральной частью колесного диска и той частью, за которую он крепится к подвеске автомобиля. Спицы расходятся радиально от ступицы и соединяются с ободом. Обод является наружной частью диска, которая держит шину.

Элементы стальных колесных дисков обычно штампуют из листовой стали и затем сваривают вместе. Они работают на многих автомобилях, так как являются самыми дешевыми и надежными, но и самыми тяжелыми. Алюминиевые диски, которые раньше были  опционной и более дорогой комплектацией автомобиля, в настоящее время все более и более входят в стандартную комплектацию многих моделей.

Алюминиевые диски: начало

Применение алюминиевых колесных дисков в легковых автомобилях начиналось вовсе не по причине облегчения их веса. Их ввели для расширения возможностей дизайна, чтобы дать дорогим и престижным моделям индивидуальный «шик».  Кованые алюминиевые колесные диски появились в конце 40-х годов прошлого столетия, а литые – в 70-е годы.

Алюминиевые колесные диски: рынок

В 2000 году доля алюминиевых дисков в европейских автомобилях составляла 30-35 %, а в США и Японии – около 50 %. В 2011 году доля алюминиевых дисков в Европе была уже около 50 %, в США – 70 % и в Японии – 60%.

Сегодня во всем мире около 50 % автомобилей используют алюминиевые колесные диски. Колесные диски составляют около 15 % всего алюминия, который применяется в пассажирских автомобилях и грузовиках.

Конкуренты алюминиевых дисков

Надо принимать во внимание,  что разработка в последние годы новых, высокопрочных сталей и сложных технологий позволила значительно снизить вес стальных колесных дисков и усилить их конкуренцию с алюминиевыми.

Литые или кованые алюминиевые колесные диски?

Колесные диски должны обеспечивать критические функции безопасности и соответствовать строгим стандартам по конструкции, проектированию и изготовлению. Тогда как дизайн был главным мотивом внедрения литых алюминиевых дисков, кованые алюминиевые колесные диски обычно легче и прочнее, но также и дороже, чем литые. Тем не менее, при должном внимании к качеству материалов и технологическому контролю, литые алюминиевые колесные диски могут производиться в соответствии со строгими требованиями стандартов и обеспечивать многие годы надежной службы.

К 2011 году из всех алюминиевых колесных дисков наиболее распространенными являются литые диски с рыночной долей более 80 % в Северной Америке, более 90 % в Европе и почти 100 % в Японии. В Северной Америке доля кованых дисков составляет 15 %, а в Европе – только 5 %. Продолжающееся снижение веса кованых дисков дает им хороший шанс на увеличение доли на рынке, несмотря на их более высокую цену.

Алюминиевые колесные диски: прогресс

Общее стремление к облегчению колесных дисков толкает к развитию и применению более сложных литейных методов, а также конструкторских и технологических решений по применению листового и прессованного алюминия. Новые разработки находятся на пути дальнейшего снижения веса существующих колесных дисков без отказа от дизайнерских преимуществ литого алюминия. Интересным компромиссом может стать литая или кованая центральная часть колесного диска, которая затем соединяется сваркой к прессованному или катаному ободу.

aljuminievye-kolesnye-diskiРисунок – Алюминиевые колесные диски, изготовленные по различным технологиям:
а) литой колесный диск (фирма Montupet);
b) кованый колесный диск (фирма Otto Fuchs);
с) составной колесный диск из двух частей (фирма Kronprinz);
d) составной колесный диск их трех частей с прессованным ободом и литой ступицей (фирма Speedline SpA).

Источник: European Aluminium Association, 2011

Запись опубликована в рубрике Алюминий в автомобиле. Добавьте в закладки постоянную ссылку.